Корпорация  "ОЦЕНКА"
независимая оценочная компания
Корпорация "ОЦЕНКА" info@koo.ru +7(495)7268674 +7(495)9993419

Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности с помощью коэффициента долевого участия (доходный подход).

Определение ставки дисконтирования при оценке нематериальных активов (НМА) и интеллектуальной собственности (ИС)

С математической точки зрения ставка дисконта – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих доходов в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости по формуле:

PV=FV/(1+i)n , где:

PV – текущая стоимость будущего дохода;
FV – величина будущего дохода;
i – ставка дисконта;
n – количество периодов начисления процентов.

В экономическом смысле, ставка дисконта - это требуемая типичным инвестором ставка дохода на капитал, вложенный в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования.

Для оценки нематериальных активов (НМА) и интеллектуальной собственности (ИС), которые планируется использовать как актив при реализации инвестиционных проектов, существуют различные методики определения ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются:

  1. Модель оценки капитальных активов.
  2. Модель средневзвешенной стоимости капитала.
  3. Метод кумулятивного построения.

Применение первых двух способов определения ставки дисконтирования достаточно подробно описаны в специальной литературе (см., например, «Оценка бизнеса» под редакцией А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М., Финансы и Статистика, 2001). Заметим только, что практическая реализация этих методов в российских экономических реалиях часто оказывается затруднена или ограничена в силу отсутствия необходимых рыночных данных.

Рассмотрим более подробно третий метод определения ставки дисконтирования, а именно метод кумулятивного построения. Данный метод основан на экспертной оценке рисков, связанных с вложением средств в оцениваемый объект НМА или ИС и, соответственно, в проект по его коммерческому использованию. В соответствии с данным методом, ставка дисконтирования рассчитывается путем сложения всех выявленных рисков и прибавления их суммы к безрисковой ставке дохода.

Обычно рублевая безрисковая ставка дохода принимается равной средней доходности к погашению долгосрочных российских облигаций – ГКО или ОФЗ. При этом если проект долгосрочный, то берется долгосрочная ставка доходности, если проект среднесрочный, то среднесрочная и т.д.

Основная трудность при определении ставки дисконтирования данным методом заключается в определении величины премии инвестора за риск вложения средств в оцениваемый объект НМА (ИС), в проект по его коммерческому использованию. Риск вложения в такой проект складывается из различных отдельных рисков, которые в совокупности и определяют величину данной поправки. Перед тем как приступить к непосредственному определению величины данной надбавки, необходимо провести идентификацию и анализ вероятности наступления различных рисков проекта.

Обычно принято рассматривать следующие группы и виды рисков:

I. Рыночные риски.
1. Риски, связанные с непредвиденным (в силу отсутствия предпосылок на момент поведения оценки) изменением предпочтений потребителей.
2. Риски, связанные с непредвиденным (в силу отсутствия предпосылок на момент поведения оценки) изменением государственного регулирования национальных рынков в странах, где планируется выпуск или реализация нового продукта.
3. Риски повышения компаниями-производителями конкурирующих продуктов конкурентоспособности этих продуктов.
4. Риски чрезмерного консерватизма потребителей целевого рыночного сегмента по отношению к новому продукту.
5. Риски недостаточной эффективности систем маркетинга и продаж.

II. Риски финансового, технического, коммерческого и организационного характера.
1. Риски, связанные с несвоевременным началом и (или) недостаточным объемом (количеством) финансирования.
2. Риски, связанные с проблемами взаимодействия инициатора проекта с предприятиями смежных отраслей и вышестоящими организациями.
3. Финансовые, коммерческие и организационные риски, обусловленные несовершенством (особенностями) законодательства и практики их применения в стране, где реализуется проект.
4. Технические, коммерческие и организационные риски, обусловленные проблемами с кадровыми обеспечением проекта.
5. Технические и организационные риски, обусловленные новизной продукта и (или) капиталоемкостью реализации проекта.

Для непосредственного определения значения риска по каждому из указанных видов, каждый вид риска описывается в терминах вероятных рисковых (нежелательных) событий, угрожающих рассматриваемому проекту. Затем, каждому такому событию дается оценка по 15-ти балльной шкале, в которой 1 означает минимальное значение риска, 15 – максимальное значение риска, а 2-14 – промежуточные значения.

Таблица 2. Пример идентификации и качественной оценки рисков проекта по выпуску нового продукта на базе оцениваемого объекта НМА (ИС).

Наименование риска 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Риски, связанные с непредвиденным (в силу отсутствия предпосылок на момент поведения оценки) изменением предпочтений потребителей.
1.1 Появление новых технологий или новых знаний, существенно снижающих конкурентные преимущества нового продукта. х
1.2 Появление новых социальных тенденций, делающих новый продукт менее привлекательным в глазах потребителей. х
2 Риски, связанные с непредвиденным (в силу отсутствия предпосылок на момент поведения оценки) изменением государственного регулирования национальных рынков в странах, где планируется выпуск или реализация нового продукта
2.1 Принятие неблагоприятных по отношению к реализуемому проекту изменений регулирования рынка по политическим причинам. х
2.2 Принятие неблагоприятных по отношению к реализуемому проекту изменений регулирования рынка по экономическим причинам. х
3 Риски повышения конкурентоспособности конкурирующих продуктов
3.1 Диверсификация продуктового ряда компаний-конкурентов х
3.2 Реализация отложенных планов других компаний по выпуску конкурирующей продукции х
3.3 Введение государственного субсидирования конкурирующих продуктов в странах, где планируются продажи нового продукта. х
4 Риски чрезмерного консерватизма потребителей целевого рыночного сегмента по отношению к новому продукту
4.1 Наличие на рынке успешных и популярных у покупателей продуктов, с которыми будет вынужден конкурировать новый продукт. х
4.2 Выбор потребителей не в пользу нового продукта из-за недостаточной универсальности предлагаемого технического решения, когда качества нового продукта имеют преимущества по большинству параметров, но по некоторым параметрам могут уступать или быть не лучше уже существующих решений. х
4.3 Опасения потенциальных потребителей нового продукта, связанные с применением не опробованных ранее новых технологий – например, опасения возможной высокой частоты отказов, опасения роста стоимости и продолжительности обслуживания и т.п. х
4.4 Недостаточная деловая репутация производителя нового продукта. х
5 Риски недостаточной эффективности систем маркетинга и продаж
5.1 Отсутствие на потенциальном рынке нового продукта стимулов к появлению новых производителей и/или продуктов. х
5.2 Отсутствие у производителя нового продукта опыта успешного продвижения аналогичных продуктов. х
5.3 Ограниченный доступ к кадрам, обладающим опытом позиционирования и продаж аналогичных продуктов, ошибки при разработке и реализации стратегии продаж. х
6 Риски, связанные с несвоевременным началом и (или) недостаточным объемом (количеством) финансирования.
6.1 Ухудшение условий получения кредитов из-за общих изменений на финансовом рынке х
6.2 Изменение приоритетов основных инвесторов проекта и связанные с этим возможные задержки в финансировании х
7 Риски, связанные с проблемами взаимодействия инициатора проекта с предприятиями смежных отраслей и вышестоящими организациями.
7.1 Сложность процедур отбора проектов и принятия решений в вышестоящей организации или государственном контролирующем органе. х
7.2 Возможность применения конкурентами административных рычагов для создания неблагоприятных условий реализации проекта. х
8 Финансовые, коммерческие и организационные риски, обусловленные несовершенством (особенностями) законодательства и практики их применения в стране, где реализуется проект.
8.1 Возможные задержки таможенного оформления импортных закупок и экспорта готовой продукции х
8.2 Практика применения налогового законодательства. х
9 Технические, коммерческие и организационные риски, обусловленные проблемами с кадровыми обеспечением проекта.
9.1 Общий дефицит квалифицированных кадров в отрасли х
9.2 Дефицит кадров, связанный с новизной и нетрадиционными техническими решениями в проекте. х
9.3 Выбор в качестве места размещения производства региона, не имевшего ранее аналогичных предприятий. х
9.4 Отсутствие у исполнителя проекта опыта по созданию эффективной среды интегрированной логистической поддержки (ИЛП), дефицит кадров в области ИЛП. х
10 Технические и организационные риски, обусловленные новизной продукта и (или) капиталоемкостью реализации проекта.
10.1 Необходимость значительных инвестиций в разработку и сертификацию необходимых компонентов для нового продукта из-за отсутствия на рынке готовых решений. х
10.2 Срыв сроков и нарушение условий начала поставок, сертификации необходимых компонентов для нового продукта по вине поставщика х
10.3 Дефицит и/или сложность получения современных материалов (сырья) для производства нового продукта. х
10.4 Потребность проведения дополнительных НИОКР для адаптации существующих на рынке комплектующих под требования проекта х
11 Количество наблюдений 3 1 3 0 1 0 1 2 1 7 0 2 1 2 4
12 Взвешенный итог (балл * количество наблюдений) 3 2 9 0 5 0 7 16 9 70 0 24 13 28 60
13 Сумма взвешенных итогов (сумма значений по строке 12) 246
14 Количество рисков 28
15 Средневзвешенное значение риска (строка 13 / строка 14) 8,79

Таким образом, мы определили величину премии инвестора за риск вложения денег в рассматриваемый проект, реализуемый с использованием оцениваемого нематериального объекта.

Предположим, что безрисковая ставка на момент проведения оценки, определенная по доходности государственных облигаций, составляла 9%. Тогда, суммируя безрисковую ставку дохода и премию за риск по инвестициям в рассматриваемый проект, получим, что ставка дисконтирования для рассматриваемого в нашем примере проекта составляет 9 + 8,79 = 17,79 (%).


ПРОДОЛЖЕНИЕ:



© Корпорация "ОЦЕНКА". Копирование запрещено.