(495) 726-86-74
(495) 999-34-19
Корпорация  "ОЦЕНКА" независимая оценочная компания
Главная Контакты Карта сайта English version

Оценка стоимости предприятий сферы услуг

Основные черты предприятия сферы услуг

Сегодня большинство из заключаемых сделок купли-продажи действующего бизнеса совершается с предприятиями, относящимися к сфере услуг.

Предприятия сферы услуг имеются в различных отраслях экономики, но в целом обладают схожей структурой и шаблонами ведения бизнеса. Основными качествами, которые присущи большинству предприятий сферы услуг и которые во многом определяют их стоимость, являются:

В качестве распространенных примеров предприятий, чей бизнес базируется на оказании услуг, можно привести предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые), предприятия бытовых услуг (химчистки, парикмахерские, ремонтные мастерские, фотоателье), предприятия, оказывающие медицинские услуги (клиники, стоматологические кабинеты) и услуги для желающих поддерживать здоровый образ жизни (спа-салоны, бассены, фитнесс-центры).

Как самостоятельно оценить бизнес по оказанию услуг

Для оценки рыночной стоимости предприятий существует много различных методов, но сейчас мы рассмотрим лишь один метод, который можно применять для проведения самостоятельной приблизительной оценки стоимости бизнеса, ориентированного на оказание услуг.

Как правило, стоимость основных средств предприятия сферы услуг невысока. Поэтому, когда речь заходит об оценке такого предприятия, те оценочные методы, которые основаны на расчете стоимости имущественного комплекса, оказываются неэффективными. В этом случае, в качестве основного критерия лучше всего использовать доходные показатели (такие как прибыль или выручка) предприятия за год. При оценке малых предприятий, чья финансовая отчетность, в большинстве случаев, не отражает реального положения дел в части чистой прибыли и себестоимости, лучше всего использовать показатель выручки – он будет более объективен.

Для того чтобы примерно вычислить чистую прибыль предприятия за год, нужно величину годовой выручки умножить на показатель среднеотраслевой прибыльности, рассчитанный по данной отрасли. Предположим, что среднеотраслевая прибыльность составляет 25%, тогда расчетная чистая прибыль предприятия будет составлять одну четверть от его выручки.

Эта величина (чистая прибыль) выражает производительность оцениваемого бизнеса как инструмента извлечения дохода для его владельца, и для любого здравомыслящего покупателя, действующего в своих интересах, она будет служить основным критерием при определении цены приобретения этого бизнеса.

Затем, чтобы завершить оценку, нужно перейти от чистой прибыли к собственно рыночной стоимости предприятия. Для этого определяем ставку капитализации и капитализируем величину чистой годовой прибыли.

Ставку капитализации можно определить как сумму желаемого инвестором годового дохода (в процентах от вложенного капитала, с учетом рисков неполучения дохода) и определенного процента возврата капитала. Например, инвестор (покупатель бизнеса) хочет получать доход в размере 15% годовых с учетом риска вложения и вернуть свои инвестиции за 10 лет. Тогда ставка капитализации будет равна 15+10 = 25 (%). Конечно, аппетиты у разных инвесторов могут быть совершенно разными, но свободный рынок устроен таким образом, что цены реальных сделок по продаже предприятий сферы услуг группируются вокруг некоторого равновесного (разумно обоснованного) уровня доходности, который среднестатистический инвестор получает в итоге сделки.

Наконец, когда ставка капитализации определена, рыночная стоимость предприятия рассчитывается по формуле V = P / K, где

То есть, если годовая чистая прибыль бизнеса определена в размере 1 000 000 руб., а ставка кпитализации - 25%, то рыночная стоимость бизнеса по этой формуле будет равна: V = 1 000 000 / 0,25 = 4 000 000 (руб.)

Если вы провели самостоятельную оценку реально действующего бизнеса указанным методом, то для подтверждения результата в целях самопроверки вы можете воспользоваться нашим бесплатным сервисом "Оценка стоимости бизнеса он-лайн"

В заключение отметим, что данный способ подходит для оценки только прибыльного бизнеса успешно работающего предприятия, которое имеет определенную положительную операционную историю. Применение этого метода для оценки только что созданных или убыточных предприятий сферы услуг не рекомендуется.



© Корпорация "ОЦЕНКА" - оценочная компания "Старт-Альянс". Копирование запрещено.