(495) 726-86-74
(495) 999-34-19
Корпорация  "ОЦЕНКА" независимая оценочная компания
Главная Контакты Карта сайта English version

Оценка акций торговых предприятий

Торговые предприятия, учрежденные в форме открытых и закрытых акционерных обществ, часто выступают объектами оценки для различных целей. Но, чаще всего, оценка предприятий этого сектора производится для их продажи, а заказчиками оценки выступают собственники предприятия или потенциальные покупатели. Поскольку продажа таких предприятий осуществляется через продажу пакетов акций, то объектом оценки (в строгом юридическом смысле) для целей купли-продажи предприятия являются акции. Акции торговых предприятий оцениваются по стандартным методикам оценки акций, но торговые организации имеют свою специфику, влияющую на применимость тех или иных методов оценки. Вот на этой специфике мы и хотели бы остановиться.

Специфика оценки торговых предприятий определяется особенностями этого бизнеса, структурой материальных и нематериальных активов, а также рядом особых факторов, влияющих на эффективность и прибыльность конкретного предприятия.

Если говорить об оценке материальных активов, то их доля в стоимости всего предприятия, как правило, невелика. Подчеркиваем, она невелика для успешных и прибыльных торговых организаций, а не для убыточных предприятий. Это связано с тем, что основными факторами коммерческого успеха магазина или организации оптовой торговли является не наличие большого количества сверхсовременного торгового оборудования, а правильная маркетинговая политика, широкий ассортимент товаров, низкие цены, удобное месторасположение, наличие штата квалифицированных сотрудников, особые программы привлечения клиентов и стимуляция их потребительской активности.

Какие основные средства есть на балансе торгового предприятия? Как правило, - это здания и помещения торгового и складского назначения, торговое оборудование, офисное оборудование, немного автотранспорта и погрузочной техники - вот, пожалуй, и все. Конечно, кроме основных средств существуют запасы товаров, но, часто, эти товары являются собственностью иных организаций, а в торговом предприятии они числятся находящимися на реализации, то есть не являются материальным активом, принадлежащим оцениваемому предприятию.

Среди перечисленных активов наибольшей стоимостью, конечно, обладают объекты недвижимости - земля, здания и помещения. Но далеко не все торговые предприятия имеют в собственности такой актив. Часто торговые и складские площади просто арендуются, причем на достаточно короткие сроки. В этом случае у оцениваемого предприятия существует в виде актива право аренды, но по стоимости оно не сравнимо с правом собственности, тем более это относится к аренде краткосрочной. Стоимость иных активов из перечня основных средств, как правило, невелика, по сравнение со стоимостью всего предприятия, еще раз подчеркнем, что это справедливо только для успешно работающих предприятий. Если торговая организация не эффективна или близка к банкротству, то их стоимость будет приближаться к стоимости их материальных активов за вычетом суммы обязательств.

Так что же создает основную часть стоимости акций торгового предприятия? Конечно, - это нематериальные активы. К ним относится: торговая марка предприятия, ноу-хау и технологии торговли и весь комплекс преимуществ, который обычно называют деловой репутацией предприятия. Как оценить эти нематериальные активы? Можно попробовать оценить их отдельно, а затем сложить и получить суммарную стоимость. Но такой путь и очень трудоемкий и чреват привнесением в процесс оценки многих дополнительных предположений и не вполне подтвержденной информации - это приведет к ошибкам и неточностям в определении стоимости объекта оценки.

Выходом является применение методов доходного подхода, основанных на анализе денежных потоков и финансовых показателях оцениваемого предприятия. Ведь стоимость акций предприятия может быть оценена не только на основании анализа и расчета стоимости активов и обязательств, но и на основании анализа доходов, расходов и прибыли. Такой подход имеет много преимуществ, он позволяет оценить стоимость без точной детализации активов, а, с другой стороны, он позволяет методологически верно рассчитать стоимость оцениваемых акций и убедить в правильности такого расчета и покупателя и продавца. Какой метод расчета из доходного подхода выбрать зависит от оценщика - это может быть метод дисконтирования денежных потоков, может метод капитализации прибыли или что-то иное.

Несмотря на все преимущества и методологическую обоснованность методов доходного подхода для оценки акций торговых предприятий не следует считать, что не нужно оценивать активы предприятия. Сопоставление стоимости материальных активов и стоимости всего предприятия - важнейший показатель эффективности его деятельности. И, как мы уже говорили ранее, только успешные торговые предприятия адекватно оцениваются методами доходного подхода, для убыточных предприятий значимость этих методов существенно снижается.