!-- Yandex.Metrika counter -->
Корпорация "ОЦЕНКА"
Корпорация
"ОЦЕНКА"

Оценка акций торговых предприятий

Торговые предприятия, учрежденные в форме акционерных обществ, часто выступают объектами оценки для различных целей. Чаще всего, оценка предприятий этого сектора производится для их продажи, а заказчиками оценки выступают собственники предприятия или потенциальные покупатели. Поскольку продажа таких предприятий осуществляется через продажу пакетов акций, то объектом оценки (в строгом юридическом смысле) для целей купли-продажи в данном случае являются акции. Акции торговых предприятий оцениваются по стандартным методикам оценки акций, но торговые организации имеют свою специфику, влияющую на применимость тех или иных методов оценки.

Специфика оценки торговых предприятий определяется особенностями этого бизнеса, типовой структурой материальных и нематериальных активов, а также рядом особых факторов, влияющих на эффективность и прибыльность конкретного предприятия.

Если говорить об оценке материальных активов, то их доля в стоимости всего предприятия для успешных и прибыльных торговых организаций, как правило, невелика. Это связано с тем, что основными факторами коммерческого успеха магазина или организации оптовой торговли является не наличие большого количества дорогостоящего торгового оборудования (хотя оно также играет свою роль), а сложившаяся репутация на рынке, правильная маркетинговая политика, широкий ассортимент товаров, низкие цены, удобное месторасположение, наличие штата квалифицированных сотрудников, особые программы привлечения клиентов и правильная стимуляция их потребительской активности.

Какие основные средства обычно есть на балансе торгового предприятия? Как правило, - это здания и помещения торгового и складского назначения, торговое оборудование, офисное оборудование, немного автотранспорта и погрузочной техники - вот, пожалуй, и все. Конечно, кроме основных средств существуют запасы товаров, но часто эти товары являются собственностью иных организаций, а в торговом предприятии они числятся находящимися на реализации, то есть не являются материальным активом, принадлежащим оцениваемому предприятию.

Среди перечисленных выше типичных материальных активов торговой организации наибольшей стоимостью, конечно, обладают объекты недвижимости - земля, здания и помещения. Но далеко не все торговые предприятия имеют в собственности такой актив. Часто торговые и складские площади просто арендуются, причем на достаточно короткие сроки. В этом случае у оцениваемого предприятия существует в виде актива право аренды, но по стоимости оно не сравнимо с правом собственности, тем более в случае краткосрочной аренды. Стоимость иных активов из перечня основных средств по сравнение со стоимостью всего предприятия как правило невелика (подчеркнем, что это справедливо только для успешно работающих предприятий). Если торговая организация не эффективна или близка к банкротству, то стоимость такой компании будет приближаться к стоимости материальных активов за вычетом суммы обязательств.

Так что же создает основную часть стоимости акций торгового предприятия? Конечно - это нематериальные активы. К ним относится: торговая марка предприятия, ноу-хау и технологии торговли и весь комплекс преимуществ, который обычно называют деловой репутацией предприятия. Как оценить эти нематериальные активы? Можно попробовать оценить их отдельно, а затем сложить и получить суммарную стоимость всего комплекса нематериальных активов предприятия. Но такой путь и очень трудоемок и чреват привнесением в процесс оценки многих дополнительных предположений и допущений, что скорее всего приведет к ошибкам и неточностям в определении стоимости объекта оценки.

Выходом из этой ситуации является применение методов доходного подхода, основанных на анализе денежных потоков и финансовых показателях оцениваемого предприятия. Ведь стоимость акций предприятия может быть оценена не только на основании анализа и расчета стоимости активов и обязательств, но и на основании анализа доходов, расходов и прибыли. Такой подход имеет много преимуществ, он позволяет оценить стоимость без точной детализации активов. С другой стороны, он позволяет методологически верно рассчитать стоимость оцениваемых акций и убедить в правильности такого расчета и покупателя и продавца. Какой метод расчета из доходного подхода выбрать зависит от оценщика - это может быть метод дисконтирования денежных потоков, а может быть метод капитализации прибыли или что-то иное.

Однако несмотря на все преимущества и методологическую обоснованность методов доходного подхода для оценки акций торговых предприятий, не следует считать, что не нужно оценивать сами активы предприятия. Сопоставление стоимости материальных активов и стоимости всего предприятия - важнейший показатель эффективности его деятельности. И, как уже было отмечено выше, только успешные торговые предприятия могут быть адекватно оценены методами доходного подхода, а для убыточных предприятий значимость этих методов существенно снижается.




Статьи по теме "Оценка стоимости цен­ных бумаг и долей предпри­ятий"
Сравнитель­ные мето­ды оцен­ки ак­ций
Затратные мето­ды оцен­ки ак­ций
Положение о прос­том и пере­водном век­селе
Оценка стоимос­ти биз­неса он­лайн
Оценка доли ООО он­лайн
Оценка дебитор­ской задол­жен­ности